329350 original"Citadel" (Цитадель) (2012). Квартира 111, 11-й этаж старой, обшарпанной, уродливой высотки на дальней окраине Глазго, в районе, который предназначен под снос. Именно там начался самый страшный кошмар Томми, ровно в тот момент, когда он и его беременная жена, Джоан, собирались навсегда распрощаться с этим кошмарным гетто, куда, кажется, не залетают даже вороны, кормящиеся отходами из мусорных баков. Томми оставил любимую всего на несколько минут, чтобы спуститься вниз, к такси, и загрузить в машину вещи. 

Поднявшись наверх, из кабины лифта он увидел, как трое детей в капюшонах, скрывающих лица, напали на его жену. Сделать Томми ничего не смог: когда он нашел Джоан, которую утащили несколькими этажами вверх, в животе той торчал шприц, ее лицо изранено, сама она – при смерти. Врачи сделали все возможное для того, чтобы спасти хотя бы одну из двоих: и на свет появилась маленькая Эльза. Что касается Джоан, то она впала в кому, из которой по прошествии нескольких месяцев так и не смогла выйти: в заключении о смерти значилась универсальная фраза «неизвестная инфекция».

Томми превратился в жалкую тень самого себя, и теперь единственное место, где ему рады – это реабилитационный центр, в котором вдовец безуспешно пытается совладать с пришедшей по его душу агорафобией. После похорон Джоан он слышит самые странные слова в своей жизни: «Почему ты еще не убрался отсюда? Они придут за ней, и ты знаешь об этом». Это был священник. И говорил он об Эльзе. Опоздав на единственный ходящий отсюда в город автобус, Томми пробирается в один из заброшенных домов близ Цитадели, той самой высотки, в которой он жил, и в первый же вечер на пороге этого здания объявляются незваные гости. Дети. Дети без лиц.

Все-таки хоррор из Ирландии (страны, одновременно языческой и до фанатизма христианской, в которую, насколько я помню, официально запрещен ввоз иностранцами дисков с фильмами ужасов) – вещь в себе. Жанровые ленты там снимают нечасто, и не всегда это попадание в яблочко, но на каждые три попытки обыкновенно приходится, как минимум, одна удача. «Изоляция», «Грибы», - да вы и сами все знаете. Снята при этом «Цитадель» в Великобритании, и надо сказать, визуальный ряд – одно из главнейших достоинств этого фильма. Полумертвый (или вымирающий?) район производит впечатление ничуть не худшее, чем знаменитое гетто из «Кэндимэна», и на этом фоне даже самые неблагополучные кварталы человеческой мясорубки под названием Москва кажутся не такими уж и мрачными.

Говорящее название: «Идэнстаун», один-единственный автобус, ходящий раз в сутки, постоянно бросающиеся в глаза объявления о пропавших детях, ну и… собственно, сами дети. Помимо них здесь, кажется, нет никого и ничего. Причем, это даже не те твари, которых мы видели в замечательном французском хорроре «Они». Существа, преследующие Томми и его дочь будто балансируют на грани между реальностью и сном, между светом и тенью, но при этом пугающе реальны. Убийцы в балахонах кажутся неотъемлемой частью «Идэнстауна». Никакой мистики, будто это может произойти (и происходит) на самом деле. Вы много знаете городских легенд? Эта – из их числа, но раньше, уверен, ее никто не слышал.

Какое-то время не оставляет ощущение, что авторы фильма просто насмехаются над зрителем, являя ему призраков воспаленного разума главного героя. Но это не так; фильм прост, и в нем нет ни подтекстов, ни двойных смыслов. Великолепна игра «Томми», великолепно то, что район, в котором все происходит, кажется абсолютно безлюдным, великолепны локации, и, в первую очередь, конечно, сама «Цитадель», проклятая башня, отравляющая детей, не помнящих, кто они и откуда пришли. Атмосфера сильна, сюжет ладно выстроен, легенда интересна, актеры – хорошие актеры! – выкладываются на полную катушку, причем даже без налета переигрывания. Нет никаких длинных прологов, все просто начинается… и заканчивается. Раньше, чем вы могли бы подумать.

Очень хороший фильм, неполиткорректный, жестокий, нарушающий стандарты, переворачивающий знакомые клише с ног на голову, полный простых метафор и не обошедшийся без уместного соцкомментария. Фильм из тех, которые мало на что похожи, и из тех, которые запоминаются надолго.

7,5/10

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

О ПРОЕКТЕ

Добро пожаловать в мою энциклопедию фильмов ужасов!

Здесь собрано почти три тысячи авторских рецензий на хорроры. От голливудских высокобюджетных постановок до откровенного трэша, редких и старых образцов жанра.

Это не новостной портал, но обновляется он регулярно, а о самых интересных фильмах я всегда упоминаю на заглавной странице.

Заходите почаще - и приятного чтения!

Kai Jaworski (Nekkro)

Email

Facebook