428537 original"Strandvaskaren" (Дух утопленника) (2004). В том году директриса школы «Хеллестадт» не успела закончить свою традиционную речь, знаменующую начало летних каникул. Ее прервала одна из учениц, Ребекка Рихтер. Она не сказала ни слова. Просто рухнула с башни на самом верху школьного здания, некрасиво замерев на асфальте с изломанными под нечеловеческим углом ногами. Перед тем, как совершить самоубийство, девушка собиралась написать прощальное письмо, но лист так и остался пустым.

Смерть Ребекки, таким образом, пополнила копилку тайн «Хеллестадта». Самая известная из которых – история о фермере Эрике Скарпе, жившем неподалеку, в старой хибаре у озера. Ровно 100 лет назад он жестоко расправился с тремя школьниками, затем покончил с собой, утопившись. Тело убийцы так и не нашли, а то, что он убивал тех, кто изнасиловал его дочь, сейчас, пожалуй, известно только Саре, которая в следующем году должна закончить школу, а сейчас занята написанием эссе, посвященного трагедии Скарпов.

Она была одной из тех, на чьих глазах погибла Ребекка. А вот Феликс и Лео ее смерти не видели – эти двое в «Хеллестадте» новенькие. Лео быстро завоевывает расположение тихони-исследовательницы, становясь одним из ее немногочисленных друзей. Да что там немногочисленных! Он – второй, а первая – соседка Сары по комнате, Тереза. И уж точно «другом» не назвать заносчивого, высокомерного Монса, сариного «бывшего». Но вернемся к истории о фермере-утопленнике. Покойный Эрик стал чем-то вроде местной городской легенды, и часть учеников Хеллестадта ежегодно устраивают грандиозную вечеринку, которая проходит в той самой хижине.

Праздник в этом году для многих из них может стать последним. Потому что, во-первых, из психбольницы сбегает отец Ребекки, во-вторых, в школе уже пропал, а вернее – был убит один из учеников, и, в-третьих, на охоту выходит человек в холщовой маске, скрывающей лицо. Связь с прошлогодним самоубийством налицо, но кто это, ожившая легенда или живой человек, преследующий свои собственные цели?

Очень хотелось верить, что, сняв этот фильм, Микаэль Хофстрём не ударил в грязь лицом. Режиссер он, прямо скажем, небесталанный. Не класса «А», но близко к тому, о чем наилучшим образом свидетельствуют сразу три его работы, и до, и после: хороший психосоциальный триллер «Зло», одна из лучших экранизаций «позднего» Кинга - «1408». И, наконец, «План побега», отличный боевик с участием Сталлоне и Шварценеггера. Но когда-то надо и ошибаться. Или просто отдыхать от трудов праведных, выпуская на экраны слабенькие повторы того, что уже много раз было пройдено в американской истории киноужасов.

«Дух утопленника» - совсем не ghost story, как мне первоначально казалось, а чистокровный слэшер. Который по таким параметрам как изобретательные убийства, обнаженные тела, хитрый сюжет с кучей твистов, атмосфера и саспенс, находится примерно на уровне римейка «Выпускного». То есть, ничего из вышеназванного нет. Отличные съемки – тут Хофстрём мастер, ничего не скажешь. Typiskt svenska tungsinnet: вечная осень, тусклое на сером, желтое на черно-белом. Местами и правда красиво, и правда завораживает. Актеры, даром что далеко не 16-ти и не 18-летние, играют явно лучше своих американских жанровых коллег.

На этом достоинства ленты заканчиваются, и из этого же проистекает первый недостаток: я хоть и не большой знаток шведской системы образования, но моих скудных знаний вполне достаточно, чтобы не верить в то, что в школе обучаются сплошь 30-ти и 35-летние. Первый час мало что происходит. Думаете, авторы сгущают краски, нагнетают саспенс, давят зрителя жутковатым ожиданием кошмара? Правильно, авторы тоже так не думают, а заняты тем, что раздувают сценарный план до увесистого тома бесконечными диалогами, из которых только пятая часть относится к тому, что нас ждет в последние полчаса, и еще пятая – к какому-никакому «раскрытию характеров».

И вот, казалось бы, дождались: начинается беготня в потемках, раскрывается личность убийцы, парни и девушки один за другим и одна за другой отправляются в мир иной. Но как же это плохо подано. Ладно, если бы фильм снимал какой-нибудь третьесортный «сериальщик», но ведь Микаэль хорошо знаком с жанром хоррора! Саблей сносится голова, в глотку вонзается вилка, да и всё, пожалуй. Всё – из того, что запоминается. Никаких подробностей, что вы, только чуть-чуть крови. О том, кто все это делает, вы вряд ли догадаетесь прежде, чем вам о нем расскажут и его покажут. Тут создателей «Духа утопленника» можно похвалить. И сразу же – обругать за недоработку мотива.

Ребекка – гадкий утенок, постоянная подвергавшаяся издевкам, своего рода шведская «Кэрри», только без дара пирокинеза? Верится с трудом. История не цепляет, не интригует. Можно было бы и дальше разбирать пункт за пунктом, но есть ли смысл? При такой-то «картинке» и замечательных локациях (озеро, старинное здание школы) Хофстрём мог снять прекрасный микст готического хоррора и мрачного, атмосферного, «серьезного» слэшера. Но получился плохой парафраз плохих голливудских образцов жанра. А о Швеции здесь напоминает разве что шведский язык.

2/10

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

О ПРОЕКТЕ

Добро пожаловать в мою энциклопедию фильмов ужасов!

Здесь собрано почти три тысячи авторских рецензий на хорроры. От голливудских высокобюджетных постановок до откровенного трэша, редких и старых образцов жанра.

Это не новостной портал, но обновляется он регулярно, а о самых интересных фильмах я всегда упоминаю на заглавной странице.

Заходите почаще - и приятного чтения!

Kai Jaworski (Nekkro)

Email

Facebook